?

Log in

No account? Create an account

Америка и средняя школа - 2


Ранним утром в день выборов 2 ноября, когда ученики сидят по домам, а в зданиях многих школ устраиваются избирательные участки,
NEST устроила день открытых дверей для родителей, всерьез полагающих, что у них растут одаренные дети.

Окраина Ист Вилладжа, на которой находится школа, не самое распрекрасное место Манхэттена, еще и от метро нужно пешкодралить около 15-ти минут мимо построек зачастую трущобного вида.

 

Но здание школки интересное, нетипичное. Первого этажа у этого трехэтажного архитектурного квадрата, выстроенного в конце 1950-х годов в стиле формализма, нет вовсе, одни столбы-колонны. В центральном школьном дворе – горка для малышей, пять деревьев со скамейками и столы для пикничков и учебы. Сюда учеников выпускают порезвиться, если погода отменна. Южный двор – это редко пустующая баскетбольная площадка.

К полдевятого утра в крошечном холле школы собралась неторопливая, улыбчатая, вежливая толпа манхэттенитов, разительно отличающаяся от суетливых разнопродных родителей квинсовских школьников.

Большинство родителей пришли с полными собственного достоинства и любопытства детками, которые, казалось, с воздухом «вдышали»  «манхэттенский стиль»  неспешной доброжелательности, улыбчивости и гладких манер.

Нам раздали брошюрки и затолпили в небольшой актовый зальчик. Обычно на подобных мероприятиях первым делом директор-принципал толкает речь, с гордостью рассказывая о достижениях школы. Кое-где дети показывают самодельный фильм о школе, а то и танцуют джаз.

Ничего подобного в NESTe не наблюдалось.

Хвастаться даже и не думали, не было нужды в рекламе.

- Пожалуйста, когда мы закончим, выходите через верхние двери, - вдруг обратился к залу молодой человек, замдиректора школы. – Через нижние мы будем запускать следующую партию гостей...

Принципал Ольга Ливанис, управляющая школой уже пятый год, на сладкие речи размениваться не стала, а сразу начала отвечать на вопросы зала, по очереди: взрослому – ребенку, взрослому – ребенку, с равномерной неулыбчивой обстоятельностью....

 

О нас ходят слухи, будто мы каждый день задаем домашней работы самое меньшее на три часа, с ядовитой улыбкой говорила принципал. Это неправда, не каждый день...

Домашние задания, кстати, ежденевно вывешиваются на интернете, на так называемом e-board, чтобы каждый родитель мог вечером узнать, что должен приготовить ребенок на завтра.

Каждую неделю проводятся тесты, каждый месяц – экзамены. Каждый семестр – «диагностические» экзамены.

Приезжают учиться в NEST дети из всех пяти районов Большого Нью-Йорка. Для младшешкольников автобусы бесплатные, ребят постарше возят частные школьно-автобусные компании (мы в Квинсе платили за 15-минутный подвоз Мага в школу больше тысячи долларов в год, как дорого возьмут за провоз из Квинса в Манхэттен, сказать не берусь).

Занятия начинаются в 8.20, заканчиваются в 3.10.  Школа открыта, впрочем, с 7.30, так что работающие родителя могут завести детей в здание пораньше, а те – успеть откушать бесплатный завтрак. День начинается и заканчивается в основной «домашней комнате», где у ученика проходят главные занятия, сложены вещи. У каждого ученика есть карочка-удостоверение, которую он должен носить в школе...

Уроки-сессии длятся 46 минут, и у детей есть ровно 4 минуты, чтобы перейти в следующую комнату-класс.

Второй этаж NESTа занимают начальная и средняя школы, верхний – хайскул. Около половины среднешкольников, кстати, остается в хайскул NESTа, остальные поступают в другие престижные манхэттенские школы для одаренных.

В комнатах у старшеклассников стоят индивидуальные стулья-парты, а у младшеньких, которых учат совместно решать проблемы – столы на несколько человек.

Помощник принципала очень кратко изложил программу занятий, которая и составляет главную заманку-изюминку школы. Если вкратце, шестой класс в NESTe занимается по программе 7-го, 7- 8-го и так далее. Наиболее продвинутые старшеклассники могут получать «кредиты» в Нью-Йоркском Университете и Хантер-колледже.

Дети могут выбрать, какой иностранный язык им изучать – китайский (мандаринский), испанский или французский.

Математику в школе преподают по Сингапурскому методу, который здесь считают очень эффективным. Один из главных экспертов в этом методе, доктор Йорам Сагер, каждый год приезжает в школу и ведет тут образовательные семинары.

Главное – приучить ребенка к рутине, порядку, привычке все делать вовремя, подчеркнула принципал. Тогда он будет успевать и в школе, и в колледже, и на работе...

После занятий в школе работают дискуссионный клуб, ученическое «правительство», театральный кружок.

Детей очень интересовали, какие спортивные команды есть в школе. Выбор оказался стандартным – волейбол, баскетбол, соккер (наш футбол), бейсбол для мальчиков и софтбол для девочек, outdoor tracking – что-то вроде игры «охота на лис»...

Потратив на рассказ о школе минут 20, помощник принципала опять отдал микрофон директрисе, и та ответила еще на дюжину вопросов, поровну разделенных между взрослыми и детьми.

- В средней школе – форма, в старших классках – дресс-код, - подтвердила она растерянному сорванцу в джинсах. – И – никаки- джинсов! Повторяю – никаких джинсов! Сорри...

Математику и «науки» в школе преподают раздельно мальчикам и девочкам. Первых в школе чуть больше, но не намного. Принципал Ливанис, к которой ее зам обращался не иначе, как «доктор Ливанис», будучи доктором наук (прежде она работала заместителем принципала в, пожалуй, самой известной школе Нью-Йорка для одаренных детей - Стайвейзанд ), сообщила, что в одном из своих исследований изучала проблемы раздельного обучения. Ее данные показывали, что в девчоночьих классах царит более дружелюбная атмосфера, девочки помогают друг другу и учатся лучше, чем в смешанных классах. А мальчишки, содрогнулась доктор Ливанис, очень любят соревноваться и тянут руку, даже если порой и не знают правильного ответа...

Что же касается поступления в NEST, то после многолетних войн и упреков систему упростили: в январе – регистрация на веб-сайте на вступительный тест, никаких больше документов-бумаг не требуется. В феврале – часовой экзамен в здании школы (содежание которого хранится в строжайшей тайне, известно лишь, что он - больше на сообразительность, чем на знания). Кто набрал на вступительном тесте больше баллов, у кого больше 690 баллов по общегосударственным тестам 4-го класса (результатов теста 5-го класса еще нет) и хорошая посещаемость – тех и берут...

- А теперь, как я вас и просил, - с облегчением просиял замдиректора, - прошу всех выйти через верхние двери и самим прогуляться по школе, поглядеть на классные комнаты... Учителя и волонтеры-ученики вам помогут сориентироваться...

 

Порой небесные силы выступают хотя и неизменно эффективным, но уж очень лобовым драматургом. Альтернативный взгляд на ценность образования был представлен мне на платфоме станции Вторая Авеню метролинии F, куда я нырнул, спеша на работу, после дня открытых дверей в элитной манхэттнеской школе NEST.

- Все школы надо закрыть! – вдруг заорал сидевший на скамеечке мешковатый афро-философ. – Чтобы сэкономить деньги! Каждый годо-ученик стоит двести тысяч долларов! Это – потерянные деньги!

Народ на платформе запереглядывался.

- Настоящий мудрец – это варвар! – наращивал ярость философ. – Невежество – вот  истинная благодать! Ученые умники замерзнут в холоде снегов, а варвар выживет! Вам не нравится варвар? Тогда варвар забьет вас своей клюкой! Вот! Нате! И еще!

И метрофилософ принялся колотить палкой платформу, видимо, содержащую невидимого умника.

Я человек эмоциональный, поддающийся музыке пламенных речей. Я уже начал подумывать, что, быть может, в словах философа что-то есть, как он вдруг сменил тему – и тотчас потерял меня как своего возможного последователя.

- Всех лесбиянок надо запретить! – завопил метромыслитель. – Потому что они все страшные! Ни одной красивой лесбиянки! Им нет места в нашем обществе!

Я вздохнул и сел в вагон подгремевшего поезда.

Выйдя из метро, я позвонил Метиде. Маг, как она вспомнила, по тестам четвертого класса набрал больше 690 баллов, то есть вполне мог поучаствовать в соревновании на звание ученика NESTa.

- А что же мы будет делать, если вдруг уговорим Мага сдать приемный тест? И если вдруг каким-то чудом его примут в элитную школу в Манхэттене? Кто его сможет возить на Ист Сайд, и как? – удивился я.

- Снимем комнату рядом со школой и переедем, - безмятежно откликнулась Метида. – Денег на комнату у нас должно хватить. Делов-то...

По дороге на работу я почему-то вспомнил о том, как сестра Метиды Идия, жена ортодонта и сама ортодонт, успешно окапывается в своем коннектикутском доме-дворце за почти миллион долларов, роет бассейн и возводит забор, икебанный сад и детскую игровую площадку.

И с тоской подумал о том, где же он, тот дворец, который строим мы с Метидой.

 

 
  

Comments

Удачи вам с выбором школы!
Middle-school везде одинаково посредственные. Ничего с этим не поделаешь. Надо заниматься с чадом дополнительно. Да и воздастся :)
ох, нелегкая это работа из болота тащить бегемота
спасибо за репортаж, очень интересно
и стиль изложения понравился
только Стайвезанд вроде с А произносится...
спасибо, поправил, как всякий щелкопер, изображающий эксперта, прокалываюсь на очевидностях
:)
Дети - ваш дворец!
Удачи!
переносной такой дворец, и жутко кричаще-непослушный
Ну, взяли и пошли, да.
Желаю вам удачи с поступлением в школу-мечту или в программу для одаренных! С такими родителями, неудивительно, что Маг в верхних 3 процентах.
Ohhhh, kak znakomo!

Ves proshlii god izvodila sebia voprosom, kak zasunut rebenka v magnet school.

We live in white middle class city, the house we bought was cheap and did not think about schools back then, my oldest was not even born then.
Once my son got to K-age, my youngest was born and the failure to get into magnet did not seem so bad - the school was far, I figured if I'll teach him at home it won't be too bad. So I did and his K teacher was great, but during the 5 years spent in that school, 3 principals left and also most of better stuff. When my youngest started K-garden, in 3 days after the year started, I was ready to pull her out and homeschool, I wished I could afford it...

For 6 years we tried to get into magnet, last year I came out fully armed - went to middle magnet open houses, created "portfolio" with recomendation letters and AG score, talked to magnet coordinator, wrote letters to the Board of Education. I got the miracle I was praying for - both kids got into magnet program.

What can I say - both schools are amazing, but it was a huge change, especially for my son - just like you said, homework every day, quiz every week, test every month and project every quarter. And this is after 6 years of no homework - last principal told me: "we don't believe in homework, kids are too long at school and have sports to do after. Besides, we can't be sure children do it themselves".

All I do now is supervise homework and tutor. Some "friends" of mine say - you brought it on yourself...

Anyway, good luck!
да, бюрократия всюду похожа и всюду с ней приходится бороться
Yep, sounds familiar, my son is in 5th grade - thinking about middle schools now. Couldn't make it to the open house at NEST, though. Have you had a chance to talk to any parents whose kids are attending NEST?
нет, возможности поговорить с родителями одаренностей не было, но веб изобилует материалами к размышлению
спасибо за наводку, у нас еще младшенькая подрастает, так что будем иметь в виду...
У нас сын в этом году начал EAP (Elementary Advanced Program) в 3-м классе. Он не хотел менять школу, расставаться с друзьями, но мы ему сказали: пройди тесты как приключение, сыграй в игру, очень интересно, что там будет. А если в новой школе тебе не понравится - вернёшься. Сейчас всё хорошо.
Удачи!
какие вы молодцы, что рано стали искать правильную школу, а мы прохлопали ушками, только сейчас спохватились...
Веб выдает с пол-пинка статью из журнала Нью-Йорк, которую вы пересказали, плюс энное количесто перебранки сторонников и противников, благо анонимность много чего позволяет высказать.

Еще веб говорит, что показатели тестов в этом учебном заведении просто зашкаливают... с другой стороны в школе, выбравшей себе в ученики верхний 1%, результаты тестов отражают контингент; если б они вдруг оказались ниже, учителей надо было бы гнать поганой метлой за профнепригодность.
да, сreaming есть creaming, но ведь одаренных детей и правда жалко садить за парту с теми, кто идет в школу лишь с баскетбольным мячом. А при пересказе статей, даже вольном и в двух параграфах, наверное, да, надо будет давать ссылки, иначе получается как-то плагиатно, хотя как иначе рассказать историю чего-то, если не пользоваться источниками.
Я совсем не имела в виду намек на плагиат, когда упомянула NY Magazine. Издание желтоватое, соответственно все, что они пишут, нужно делить по крайней мере на два. Просто я сама сейчас очень много думаю на тему школ, ну и соответственно пристаю ко всем знакомым родителям с дурацкими вопросами.
спасибо и от себя лично, и от ярких комментаторов...
Читаю, и радуюсь, что у нас всё это уже позади...
выходит, врут, когда говорят, что маленькие дети - маленькие заботы, а большие дети - большие заботы
Выходит врут. Тьфу-тьфу:)
Спасибо огромное! Вы совместили системность и детальность описания с вашим фирменным слогом, я получила особое удовольствие от веселых всяких словечек-сюрпризов и нестандартных формулировок.

Со всей своей женской эмоциональностью и импульсивностью выражаю полную солидарность с Метидой. Ваш будущий дворец - это образование и среда, в которой ваш сын проведет несколько лет и окончательно сформируется. Лично я сделала бы все возможное, чтобы в такую выдающуюся школу попасть. А ортодонтам пусть остается ортодонтово...

Отец моей дочки закончил одну из тех самых государственных школ "в деревенском раздолье Нью-Джерси", которое вы упоминаете в первой части. Он многое рассказывал о школьной жизни такого, что для меня, выпускницы хорошей советской школы, звучит как невероятная фантастика. Например, о высоком социальном статусе и абсолютном авторитете учителей. А мой главный вывод о разнице между советским/постсоветским и американским средним образованием (очень обобщенный вывод, конечно) - у нас делалась ставка на заучивание и даже зазубривание, у них - на развитие способности думать самостоятельно.
а вот делить и умножать в уме мои сослуживцы-американцы не умеют, кидаются к калькулятору и сразу каждутся инопланетянами
У вас очень интересный журнал, жалко, у меня так мало времени его читать. Особенно серия "Америка и" нравится.

Можно вас поспрашивать, как "эксперта по американской реальности"?:)
Из постов про среднее образование в Америке мне осталось непонятно, все-таки, какова структура американского образования.
Есть ли единая госпрограмма обучения(как в СССР)?
Кто, где, как выбирает учебники?
Почему одна школа может заставить детей-6 идти по программе 7 класса, а другие этого не делают? Кто рулит этим процессом? Как вообще создается ситуация, что с одной стороны какая-то одна школа растит одаренышей, в то время как остальные ползают в болоте, и в то же время идет конкуренция с этой школой за место в классе? В первой статье у вас написано: советник Ливи решил создать общественно-бесплатную школу, чтобы средний класс не линял из района. Следом: "Соседняя чартерная школа стала «пробивать» разрешение частично разместиться в стенах NEST, основательницу уволили" - как такое может быть? Куда девался советник со своими интересами (другие советники с этими же интересами)??

Почему если якобы школы борются за учеников (они борются?), уровень образования так сильно падает - как это может быть, каков механизм этого процесса? Мало родителей, которым нужно запихнуть ребенка в хорошую школу (большинство жителей быдло равнодушное), что ли? Если нет, то как получается, что народ хочет образование, школы типа хотят клиентов-учеников, правительство типа хочет чтоб люди не линяли и были хорошие школы, а образование ползет вниз, со школами проблемы - как это может быть вообще? Как это укладывается в одну схему?

Кто такие боард оф эдьюкейшн и какова их реальная власть? Кого они слушают? Что они могут решать и что нет?

Если бы вы помогли разрешить эти вопросы, я была бы мега-благодарна. Нигде в интернете не могу найти на них ответ.