?

Log in

No account? Create an account

Америка и средняя школа - 1


Мы живем в том районе, в котором живем, из-за районной начальной школы (
elementary school), в которую ходит Маг. Частной школы (ценой 15-25 тысяч долларов в год) нам не осилить. А на деревенское раздолье Нью-Джерси с неплохими общественными школами мы пока переезжать не отваживаемся, по ряду смешных и вздорных причин.

Наверное, чуть печально то, что к нам не применима формула «где родился, там и сгодился». Что у нас нет фамильного гнезда в теплом краю на берегу моря. Что мы не прикипели сердцами ни к какому пригорку. И живем цыганами даже не там, где работаем (оба мотаемся в Нью-Джерси), а где «работает» наш старшенький.

Но чем бедны, тем и рады.

 

Переехали мы в дом, находящийся в зоне нашей школы, шесть лет назад, за несколько месяцев до начала занятий в пред-первом классе (kindergarten). Платим 2 тысячи долларов в месяц за рент двуспальной (трехкомнатной) квартиры.

Школа наша по всем опросам – одна из дюжины бесплатных и неплохих в Нью-Йорке. Не скажу, что мы от нее в восторге. Возможно, дело в том, что Мага на данном отрезке его биографии ничего, кроме покемонов и бакуганов, не волнует. Его даже обязали ходить на дополнительные занятия для отстающих детей в тот самый год, когда мы уговорили его сдать общенациональный тест для одаренных детей (gifted and talented). Маг, ругаясь на заставиловку, набрал 97 баллов из 100, то есть оказался в трех процентах самых сообразительных сверстников. А школа на следующий год опять зачислила его в программу для отстающих...

Впрочем, грех жаловаться, с работой школа худо-бедно справляется.

Но вот Маг перешел в последний, пятый класс, и для нас наступило «время Ч».

Беда нашего района в том, что в нем нет хорошей средней школы (middle school). Если родители 5-6-леток в него валом переезжают, то родители 10-леток так же массово отваливают в пригороды.

А мы прокисли городской жизнью и в пригород пока не хотим, опять же бабушка, дедушка и купленная ими для внука компьютерная установка Wii под боком.

Следуя примеру старших школ (high schools), будущим среднешкольникам разрешат в середине учебного года назвать средние школы Квинса, в которые они хотели бы поступить. То есть, каждый ученик составит «горячую тройку» средних школ. А те рассмотрят кандидатов. При этом место в территориальной школе каждому ребенку по-прежнему гарантировано.

Путем непростых изысканий (общественный сектор – не частный, что-либо толком узнать, несмотря на якобы общедоступность сведений, требует семи потов и каната неровов) вырисовалась вот какая картина.

Есть сравнительно неплохая школа имени Луи Армстронга, созданная отдельным указом властей для того, чтобы отразить этническое разнообразие Квинса  (и правда самого этнически разнообразного боро (borough) в США). Туда принимают «по лотерее», то есть неведомо как, но по успеваемости она неплохая. К тому же это единственная из средних школ Квинса, которая предоставляет бесплатные школьные автобусы.

Выглядит эта школа внутри и снаружи как тюрьма, разбитая согласно возрасту заключенных на секции. На дне открытых дверей нам понравился лишь учитель «науки» (science) с живой ящерицей на лацкане. Да и езда в автобусе для мальчишек вздорного возраста – почти неминуемая драка. Но эту школу мы укажем номером первым, потому что там все-таки чему-то учат, и государственные тесты ученики сдают хорошо.

 

 

Долгое время мы думали немножечко переехать, чтобы переместиться в район соседней средней школы, которая казалась не фонтаном, но и не концом света. Стоит она напротив полицейского участка, и порядки в ней строгие. Но, перепроверив показатели последних лет, мы с разочарованием увидели, что школа скатилась-опустилась и стала ничем не лучше нашей территориальной «среднюшки». Но мы все-таки укажем ее среди желаемых школ под вторым номером.

 

Наша территориальная средняя школа, где учится около 1200 детей из 4-5 окрестных начальных школ, будет, очевидно, нашим третьим и последним «выборным» номером. Просто потому что выбирать больше не из чего. Родителей очень агитируют приглядеться к четырем общеквинсовским «магнитным» тематическим школам, но они далеко, и успеваемость в них низкая. Наша же территориалка, понимая сложность выбора родителей, применила «обходной маневр». Создала отдельный класс по программе для одаренных (honors program). Многие детки из нашей начальной школы попадают на эту программу, вот и мы надеемся. Хотя бы будут держать кучкой тех, кто учится. А не идет утром в школу с одним только баскетбольным мячом.

 Ну, а если в июне, при выдаче распрощального «рапорта», мы увидим, что не попали даже в класс для одаренных детей нашей территориалки, выбора у нас не останется – свалим хлам в кибитку и будем переезжать.

 Это все, впрочем, лишь присказка.

 А сказка находится в Манхэттене и называется NEST +m.

 

Это - общественно-бесплатная школа для одаренных детей. Одна из трех в Манхэттене. Которая набирает в средние классы смышленышей со всего большого Нью-Йорка. Точнее, добирает вдобавок к выпускникам своей начальной школы. Человек 60-90 из около тысячи кандидатов.

 Есть еще две похожие общегородские школы для одаренных, но одна берет в средние классы лишь 12 человек, а другая находится в Гарлеме и этнический состав ее не очень разнообразен.

 Остается она, NEST (аббревиатура полного названия New Explorations into Science, Technology and Math), с оговорками (я не знаток, например, манхэттенских частных школ, некоторые из которых наверняка «круче») – лучшая, или уж точно одна из самых лучших средних школ Манхэттена. Ну, получается, и Нью-Йорка. А если вдуматься и обобщить – то и Соединенных Штатов Америки.

 Тем и интересна, потому о ней и рассказываю.

 

Но у сказки этой, как водится, совсем не волшебная история. Сказку создали драма и ужас реалий Нью-Йорка, города, где богачи, средний класс и нищие иммигранты живут бок-о-бок. Внешне мирно и ладно. Да не бывает текста без подтекста...

Выбор средней школы для ребенка – проблема общегородская и общенациональная. Средние школы – общепризнанное «провальное звено» в системе и без того «хромающего» американского школьного образования.

В 2000 году тогдашний глава школьного городского совета Нью-Йорка Хэроль Ливи придумал, казалось, решение мучительной проблемы – как удержать в городе средний класс, стремительно «эмигрирующий» в пригороды из-за плохих общественных школ. Ведь если средний класс покидает город, налоги он платит уже где-нибудь в Нью-Джерси. Ведь если средний класс покидает город, класс богачей, чьи дети учатся в частных школах, остается один на один с городской беднотой. И тоже в итоге перемещается вон из города. И школьная система, живущая с городских налогов, неминуемо становится обреченной на еще большую, стремительную деградацию, «спираль смерти»...

Копируя модель частных школ, советник Ливи решил создать единые, с первого по двенадцатый класс, школы для одаренных детей в каждом из пяти районов-боро Нью-Йорка. Средние классы в таких школах, с подпорками в виде программ начальной и старшей школы, не должны были быть провальными. Родителям, чьи дети учились бы в таких школах, незачем бы было переезжать в пригороды.

Образцом новопридумки должна была стать новая манхэттенская школа, NEST, которую создали в школьном районе №1 бедняцко-иммигрантского Ист Сайда, откуда смышленные студенты валом сбегали в школы соседнего, более зажиточного района №2.

Местом для новой светлой сказки назначили мрачное, разлагающееся на глазах позорище – «младшую старшую» (Junior High) школу №22, место дремоты двух сотен учеников из соседнего гигантского городского жилищного проекта для бедняков  - Baruh Houses. Здание было полно крыс и грязи, во дворе «прописались» наркодилеры.

Существует, как известно, два рецепта создания престижных школ. Либо учить и «тянуть» обычных деток к вершинам успеваемости (как раз в Гарлеме есть школа, в которую принимают окрестных деток, а показатели успеваемости у нее - одни из лучших в городе).

Либо набирать в школу умников и умниц. Последний метод известен как creaming, снятие сливок.

Школьный совет района №1 проголосовал за создание школы, в которую мог бы поступить любой ребенок этого района на основании лотереи.

А директор, или принципал, новой школы Силиния Шевере пошла по второму пути. Кто и как попадал в NEST, почему там учились в основном дети зажиточных родителей, уже нет смысла разбирать.

Я не буду углубляться в перипетии многолетней битвы, которую вели родители района, которых «не пускали» в NEST. О школе ходили легенды-были. Будто бы школьников привозили-увозили на зажиточный Верхний Ист Сайд шоферы на «Мерседесах». Будто бы детей не брали в школу из-за того, что на интервью с принципалом не понравились... их родители. Ну, а в том, что правила Силиния своей школой «железной рукой» и избавлялась от нерадивых детей часто и без сожалений, сомневаться не приходится.

 

И хотя школа стала по успеваемости и желанности одной из лучших, если не самой лучшей в Манхэттене и стране, пять лет назад принципалшу-основательницу NEST «съели». Но вовсе не те волки, с которыми она вела многолетнюю борьбу. На здание, в котором классы усилиями принципалши не были набиты учениками, как консервные банки - сельдями иваси, «покусился» другой хищник. Соседняя чартерная школа стала «пробивать» разрешение частично разместиться в стенах NEST. Во время инспекции принципалша якобы перемещала детей из класса в класс, чтобы создать иллюзию переполнения площадей. В дело встрял и могущественный спикер парламента штата, избираемый как раз из «пострадавшего» района. В итоге 61-летнюю основательницу NEST уволили на пенсию. В том же 2006 году ученики NEST показали самый высокий результат прохождения стандартизированных тестов в Нью-Йорке – 99 процентов учеников школы с третьего по восьмой класс сдали тест на уровне стандартов или выше по английскому - и 100 по математике...

Средняя школа NEST официально названа лучшей в Нью-Йорке, а хайскул попала в список 100 лучших школ страны журнала US News & World Report.
(окончание сразу за)

 

 


Comments

То есть в Queens живете? А я думал, наоборот, в NJ
на самом деле я живу в метро и NJ Transit
Удачи!Всей семье.
я знаю маршрут, я вижу ориентир...
Очень интересно!А самое интересное, что проблемы образования все-таки решаемы.
В России - нет.
причем светлых голов на Руси не меньше, если не больше
про рашу - это точно.

ой, спасибо за рассказ.
ничего себе, так все непросто!
да, в каждом монастыре свой устав...
Андрей, очень интересно, спасибо!
скажите - а про " в школу с баскетбольным мячом" - это не фигура речи? в смысле есть дети которым разрешают приходить без сумок с тетрадями? которые только и ходят поиграть после занятий? зачем их держат в школе? зачем они ходят в школу а не стучат во дворе ( образно)?
нет, фигура не речи, а жизни, мы живем недалеко от сравнительно приемлимой хайскул, и каждое утро видим стайки идущих на занятия из метро, и я потому и написал о мяче вместо портфеля, что вижу этих юношей. видимо, пока ребенок ходит в школу, пусть даже и с мячом, за него еще борьба учителей не закончилась... а в школу они идут потому, наверное, что друзья там...
Если ребёнок одарённый, надо заниматься. Любая школа не вытянет. Слишком с такими всё сложно
вот не знаю, я был неодаренный золотой медалист, и никто меня не понукал, сделал уроки на переменке - и целый день свободен...
Еще один вопрос, если можно.

Мне известно, что в Америке нет преподавания литературы, а есть преподавание "родного языка", в который типа входит литература. Вам известно что-нибудь об этом предмете? Вы видели учебники своего ребенка, что там написано, как подается? Чем такой урок, с вашей точки зрения, отличается от советских уроков литературы и русского?
"шоферы на «Мерседесах». Будто бы детей не брали в школу из-за того, что на интервью с принципалом не понравились... их родители." - это вы про нашу гимназию? _))