?

Log in

No account? Create an account

Америка и детский музей


Идиотизм деревенской жизни в Америке не побежден, не повыветрен. При всех своих веротерпимостях, университетских кампусах, внедорожниках, посудомоечных агрегатах, беспроволочном интернете и кабельном телевидении, Америка, упрямо оправдывая набоковское брезгливое уныние по ее поводу, остается глухим селом от левого океана до правого, чуть оживленным желтыми пятнами кукурузных полей на месте высохших морей - и зубцами потертых ледниками гор. Америка – это деревня-континент, в которой, по сути, делать нечего. Несколько раз, прокисший московской и нью-йоркской жизнью, я пытался осесть хотя бы в пригородно-сабурбной тиши, рядом с привычным космополитическим дурдомьем. Но неизменно бежал от могильной романтики хайвейных аппендиксов,  возможно, лишь обнажавших пустоту моей собственной жизни.

Единственное, что мирит меня с деревенской Америкой - это детские музейчики.

 

В традиционном, европейском понимании смыслов детский музей – это оксюморон, чушь собачья. Музей и дети – две штуки несовместные. Традиционный музей, будучи машиной времени, отправляет нас вглубь прошлого, на которое обычному ребенку, пришельцу из будущего, начхать. В традиционном музее также нежелательно трогать и пытаться ломать экспонаты. Поэтому так называемые детские музеи – конечно же, не музеи, а нечто, чему еще не придумано удачного, емкого названия.

Но хотя общего названия им нет и, возможно, быть не может, детские музеи разбросаны по стране повсюду. В самом нежданном, плоском, депрессивном тупике одноэтажной Америки вдруг - бамц, да и блеснет межхайвейной стекляшкой какой-нибудь «центр Да Винчи».

Благодаря чему вдруг так и вышло, что наши семейные двух-трехдневные выезды из жаркого летнего мегаполиса превратились в набеги на детские деревенские музеи.

 

Если что и оправдывает существование сонной, бессмысленно-икотной американской деревни на неровно-нервной Божьей глади, так это то, что деревня эта – идеальный инкубатор. Чем в деревнях занимаются взросслые люди, к чему стремятся, какими ремеслами добывают себе пропитание, мне решительно непонятно. Но если зажмуриться на идиотическую нужду всюду добираться на машине, детей тут растить удобно. Хотя трулялятам в деревнях еще скучнее, чем взрослым. Им некуда себя девать, кроме лужайки за домом и молла. Мультики на кабельном телевидении и видеоигры на компьютере, конечно, значительно облегчают процесс взросления. Но на малой родине, часто не имеющей тротуара для передвижения пешком, даже рядошный лес представляется куда более экзотическим пространством, чем гимнастический клуб в ближайшем стрип-молле. А ведь мир вокруг явно чреват парой-другой дополнительных закоулоков. Вот эти закоулки и пытается дать пощупать любознательной деревенской молодежи (а городской и подавно) местный детский музей.

 

Первый американский детский музей был открыт еще в 1899 году в Бруклине. Революционной была не только сама задумка музея для детей, но и то, что экспонаты – куклы, предметы быта индейцев, игрушки – можно было взять в руки, сделать участниками импровизированной игры... В 1913 году открылся детский музей в Бостоне, в 1917 – в Детройте. Самый большой детский музей мира, открытый в 1925 году, находится в Индианаполисе. Сегодня в Ассоциации Детских Музеев, начавшейся в 60-е годы прошлого века как неформальный клуб музейных директоров, есть музей отмелей (Алабама), пустыни (Калифорния), гор (Колорадо) пожарная станция для детей (Калифорния), музей-порт (Мэриленд), музей крейонов (Пеннсильвания).

Еще 35 лет назад в США было лишь 38 музеев для детей. Затем начался бум. Лишь с 1975 по 1990 год открылось 80 музеев, после 1990 годаеще 125. В подготовительной фазе находятся еще 78 музеев.

Всего же в ассоциации детских музеев 341 организаций из 22-х стран мира. Я тщетно искал среди них музей из страны Russia

 

Истины ради обязан доложить, что не все музеи, предназначенные для подрастающего поколения, непременно вызывают у детей интерес. Во всяком случае, у моих.

Расположенный на реке Мистик (той самой, из фильмов Mystic River и Pizza Mystic) порт-музей, например, вызвал у Мага и Принцессы Обезъянок лишь скуку и приступ приморского аппетита.

Пока мое полупоморское сердце колотилось в истоме при виде старинных парусников, детей развлекло разве что щипание морды удивленной лошади.  

Вокруг речки Мистик когда-то щедро произрастали корабельные сосны. К середине 19 века берега реки на шесть миль вглубь  были «усеяны» верфями, на которых строили около трети всех парусников Америки. С приходом пара и железа верфи «переквалифицировались» под мельницы. С 1929 года на 19 акрах раскинулся музей парусников, в котором даже дома на крошечных улицах – не подделка, а настоящие аптеки, банки, мастерские и школы 19го века, перевезенные сюда из других портов.

На глазах туристов медленно восстанавливается третье по величине парусное китобойное судно Америки – «Чарльз В. Морган», на реставрацию которого собрали пять миллионов долларов.


Здесь можно заглянуть не только на парусник и узнать, в чем заключалась работа матроса
 
– но и увидеть настоящий класс всамделишной школы позапрошлого века...

Однако даже сценка перетягивания каната не возбудила у моих детей желания стать моряками...

Видимо, кислый интерес моих детей к парусникам был вызван тем, что порт Мистик – все-таки сравнительно традиционный музей, показывающий прошлую жизнь. До которой детям в общем-то мало дела.

 

Но вот для примера картинки из двух детских музеев, едва уцелевших после деятельных налетов Мага и Принцессы Обезъянок.

История детского музея в лонг-айлендском  Гарден Сити, штат Нью-Йорк, началась двадцать лет назад, во время разговора за ужином местных бизнесменов о том, что их детям нечего делать. Через четыре года музей открылся в дарованном местной энергетической компанией ангаре. За год ожидали 25 тысяч визитеров, но эту планку «взяли» уже через четыре месяца. Сегодня в музее открыты 14 «галерей», три учебные студии. Годовой бюджет музея, 4,8 миллиона долларов, покрывается на 56 процентов доходом от продажи билетов и проведения дней рождений, а  на 46 процентов – пожертвованиями от граждан и корпораций.

Здесь меня покупает простота экспонатных замыслов. Детям и правда для развлечения не нужны замысловатые придумки. Они падки на простые, бесхитростные вещи, только правильно пойми работу их зрачков и извилин. Бесспорный хит многих детских музеев – производство чудесных являений неоспоримой важности - мыльных пузырей, желательно гигантских размеров. Можно даже «соорудить» мыльный пузырь-циллиндр, внутри которого окажешься ты сам.


Сетка-лабиринт дает возможность маленьким обезъянкам проверить свои лазательные таланты и испытать ужас высоты без риска падения.

Впрочем, склонное к театральности детко не упустит возможности изобразить панику и пореветь в голос. Так что мне однажды пришлось залезть в эту сетчатую мышеловку и вытащить оттуда отпрыска...

Рядом, под обезъянником, несложно насыпать песка в углу, бросить в песок лопатки с ведерками, поставить шезлонги – и вот вам уже почти пляж, занятие карапузам – и отдых родительским ногам.

В музыкальной комнате ударные экспонаты – это экспонаты ударных. Дети могут лупить по барабанам из разных стран и кож, пока родители не запросят пощады.

Желаете более изысканной музыки, ноктюрна на флейте водосточных труб? Пожалуйста – стакатто на гаечных ключах, звучит божественно.

Взращенным телевидением детям дается возможность самим записать свою коротенькую программу в мини-телестудии – и увидеть себя в качестве объяснителя погоды или новостного ведущего.

Детей учат, развлекая и развлекают, уча. Вот, например, специальный мини-вэн без водительского кресла, которым можно рулить из инвалидной коляски. И нормальное отношение к людям с физичекими недостаками прививает, и дает возможность порезвиться внутри машины, порулить...


Даже мелочи важны и подкупают – например, такая очевидность, как подставочки для мытья рук.

 

Пеннсильванский научно-познавательный детский центр «имени Да Винчи» в городке Аллентаун открылся 17 лет назад по итогам дружбы местного университета и женского клуба. Здание для него добровольно «освободила» местная сталелитейная компания. За год его посещает около 75 тысяч человек, в том числе более 20 тысяч детей из 56 школьных округов. Рекордное число посетителей – 931 человек в день. Работает в нем 18 человек «на зарплате», 30 человек – время от времени, и 115 – добровольцев-волонтеров.

На входе в центр посетителей встречает искуственное торнадо из пара, которое можно отрегулировать до желаемой силы.

Тут можно, натянув маску археолога, «повыкапывать» динозавровые окаменелости,

а потом сложить из них скелет чудища.

Маленький аквариум сделан специально для того, чтобы обитателей вод можно было потрогать.

Впрочем, трогать можно и ручных музейных змей.


В музее даже есть настоящий застекленный улей с пчелиным выходом-трубой на улицу.

Дитя любого возраста может порулить джип перед видеоэкраном, усадить в детские сиденья куклы.


Если шофер «попадет в аварию», то рядом - центр «скорой помощи», где он может примерить на себя лечебный корсет и узнать, что нужно делать при травмах...

Подсвеченный изнутри «шар голубой» крутится-вертится, меняя облик в соответствии с историческими периодами развития земной коры.

Даже такая простое явление, как замерзание воды, может стать наглядным музейным развлечением.

Второй этаж центра выглядит как цех, заставленный забавными механизмами и приспособлениями...

 

Вот что американское меня ни ткни, я одержимо, самонанявшись на роль эстето-чекиста и внедренца-разведчика американских духовных задворков, пытаюсь найти в этом «что ни» кащееву иглу души нации, изюминку жизни в Новом Свете.

Свое главное-сокровенное детские музеи открывают, разумеется, не детям, а взрослым. И рассказывают-показывают музеи эти не только и не столько реальный мир, интересный детям, сколько мир воображаемый, интересный взрослым. Главный экспонат детских музеев – это картина мира, которую пытаются нарисовать для потомства поколения у руля. Своеобразный автопортрет Америки.

Выполнен нынче этот автопортрет, на мой хилый искусствоведческий вкус, в стиле жесткого практического постмодерна. Никакой идеологии, никаких слезливых сюсюканий с прошлым, никакой гуманитарщины и щипания души. Удачный детский музей – это антимузей. Площадка не для любований уцелянтами прошого, а для упражнений с механизмами будущего. Здесь все удивительно отчасти потому, что честно. Все можно и должно пощупать, повертеть и проверить на удар и пинок. «Научность» детских музеев показывает практичность освоенного прежними поколениями куса мира, учит не робеть перед загадкой, творить чудо из подручных кубиков мирозданья. А постмодерн стиля и экспонатов неизбежен оттого, что от общества потребления никуда не деться, и открытие удивительностей мира у ребенка идет на равных с открыванием коробки с кукурузными хлопьями.

 

Только вот что же делать в тех американских долинах, где не просматривается ни зги, ни внятного прошлого, ни даже правдоподобного будущего? Чем позабавить-озадачить деток в этих невинных далях?

Не беда, было бы желание копнуть подальше-поглубже. И глядь – уже вокруг ямы, наполненной из водопровода, вырастает музей-не музей, парк-не парк – а что-то вроде тропы юрского периода.

Для затравки рядом с тропой строго в полдень лениво поизвергается неопасный мини-вулкан.

А потом, если хватит духу углубиться в чащу, вас встретят вымершие старожилы освояемых нами твердей.

Кто бы мог подумать, что коннектикутской глубинке, не найдя ничего иного, чем можно бы было гордиться, стали гордиться местным изобилием ископаемых останков украшавших некогда Божий мир чудовищ.

Вследствие чего и построили парк, в котором малыши могут запросто, гуляя по тропе, столкнуться лицом к лицу с неуправляемым и неизбежным ужасом мира.

Детям, как ни странно, такие встречи очень нравятся.

 

Comments

Я сама себя ребетенком чувствую, читая Ваши рассказы - до того хочется в эти музеи попасть:)
взослые от детей часто отличаются лишь наличием зарплаты...

зарплатой

именно этим. а я сожалею что за такие профессиональные и ценные очерки никто не платит. (((

Re: зарплатой

журнал этот пробегает глазами лишь 600-800 читателей, так что платить, по сути, и не за что, не говоря уже о некому
Очень интересно.
просто люди порой думают головой, а не шейным позвонком
А порой не думают.
на самом деле ничего необычного тут нет, все просто, надо только уметь организоваться и не воровать у самих себя
в Оттаве (вернее - в Гатино - это городок сразу за мостом, к-й уже провинции Квебек) тоже есть классный детский музей. там собрано все вместе, в виде путешествия вокруг света +еще много чего. Ходим туда с детьми минимум два раза в год.
гораздо удобнее объездить мир, не отлучаясь далеко от дома...
Какая прелесть.
Что-то подобное видел только в Риге в первой половине восьмидесятых - там энтузиаст навырезал разных статуй динозавров и прочих ящеров, просто какие-то прикольные фигурки понаделал, уж не помню из чего - из коряг, пробок, бутылок, чего-то ещё - и сотворил целый парк. Всё это было в зелени, недалеко от его (частного) домика, а перед домиком поставил информационный, так сказать, стенд со щелкой, куда можно было кинуть монетку на содержание музея, а в ответ посетитель получал звучащую мелодию.
да, что у людев - обыденное дело, то у нас почему-то - прорывы одиночек..
большое спасибо! очень интересно Вас читать, жаль - нам всего этого своими глазами не увидеть.
так поездить, поездить...
Как взрослый, с трудом понимаю такие музеи.
Вот похожие динозавры стоят у нас в Харькове на площади. В интерьере, со звуками, всё чин-чином.

Что там может быть интересного даже ребенку, не представляю.

Постучать по барабанам или погладить рыбок - дело другое.
от игрушечного динозавра жутко становится, но кажется, что ужас мира приручен и обуздан
"Всё под контролем" :)

Скучно скучным)))

Живя в университетском городке (Мэдисон, столица Висконсина) насчет "идиотизма сельской жизни" с вами решительно не согласна.
Всего перечислять не буду, потому что хочу подробнее когда-нибудь рассказать, но упомяну - университет с исследовательской работой и невероятные возможности холить и лелеять любое, самое сумасшедшее хобби. Вот, например:
http://maria-amor.livejournal.com/3694.html
признаю, что сделал текст о деревне чересчуритым и чуть провокационным, наверное, зависимость от городской мельтешни и правда как-то связана с внутренней пустышностью

Улыбаясь на Ваше кокетство

Ну-ну, опять решительно с вами несогласна насчет вашей "внутренней пустышности"!:-))))
Chudesno, as usual...
A na schet selskoi zhizni, mozhet viberetes k nam v NC na predmet inspekzii nachih muzeev? Budem ochen radi:-)
а мы в Миртл Бич бывали, на крокодильей ферме зубами щелкали...
Nu vot, esli Carolina - tak srazu Myrtle Beach. No not ved Raleigh/Durham - da, derevnia, no okulturennaya:-) (Zagibaya palzi na rukah...) - U nas v odnom Raleigh 1 detskii muzei, 1 Scence muzei, 1 Art muzei, a v Durhame tak voobshe Life&Science museum, a vi govorite...

A krokodili, da, bivayut i ne na ferme - mi v Myrtle Beach pomnitsia pervii raz priechali na corporate outing, podnyalis v minivillu na 3 etazhe, a pod nami, na backyarde posredi golf-cursa sidit krokodilchik...A akuli, kusaushie russkih preimuzhestvenno? Tak chto, kak raz, South Carolina spokoino zameniayet Afriku:-)
мне очень нравятся такие музеи, я была в Вашингтоне в каком то, он вроде не детский, но там тоже можно было все трогать и проверять на себе) очень здорово, во мне прям детство просыпается, хочется все испытать на себе) этой зимой в Санкт Петербурге было нечто подобное, в одной лофт галерее - мы там и пузыри надували, и в зеркальный куб лазили)) жалко что не во всех городах в России такое есть
есть даже музей под названием "трогать обязательно" - но чтобы сделать детскую экспозицию интересной, надо быть подкованным и в физике-химии, и в биологии, и в арт-инсталляциях...
О,да, мы тоже любим такие музеи, в каждом городке стараемся зайти. А в Коннектикуте как называется этот парк?
The Dinosaur Place at Nature's Art
Спасибо!
Поздравляем! Ваш пост был отобран нашими корреспондентами и опубликован в сегодняшнем выпуске ljournalist'а.