Неделя траура
У Сабзановой Бурхо Катанхаевны, квинсовской пенсионерки и няни, почил в бозе кузен.
Из-за положенного глубокого траура пришлось отказаться от похода на воскресную свадьбу.
Услыхав о перемене планов, сын Авром вежливо напомнил:
- Вы, мама, совсем от ума отшатнулись? На данной свадьбе наша Мазолочка выполняет ключевую роль цветочной девочки! Два месяца тренировками истязаются в платье! Кто же будет нести за невестой букет, и вообще куда лишать ребенка радости? А у меня в этот период дня - забор сына у прошлой жены, согласно расписанию войны от разводного суда!
Раввин, приняв звонок, отнесся к столкновению расписаний с сочувствием.
- Отведите внучку к букету, уважаемая, так и быть. Оно же существо и ребенок, а не старый кузен, к тому же уже не совсем живой. Только за свадебным столом не очень уж, а так, не забывайте про траур...
Вернувшись со свадьбы, изнуренная торжеством Бурхо Катанхаевна застала мужа в суетливой лихорадке духа.
- Ресторан заказал на среду, ввиду личного дня рождения, - радостно доложил-напомнил супруг. - Если на чужой и почти гоевской свадьбе кушать-гулять можно, то мужа отпраздновать - что же? У меня все семь сестер придут, смеяться будут, если жена запустует.
Раввин по телефону всесторонне обдумал противоречие.
- Муж – он перевешивает кузена на прилавке судьбы, - наконец вздохнул знаток Торы. – Даже в живой кондиции, не говоря о последствиях. Так что окажите мужу, многоуважаемая. Но только чтобы там не так, а совсем почти ничего. Никакой свинины на столе или танцев до упаду. Все-же – траур...
После очень приятного вечера на шестнадцать персон нагрянуло новое противоречие судьбы.
Ближайшая подруга перемешала планы и перепригласила Сабзановых в ресторан на пятничный вечер. По случаю шабаса, удобно совмещенного ввиду срочно-скидочного отдыха на островах Туркс и Каикос с юбилеем многолетнего брака.
- Мы всю жизнь правильные, включая даже советскую власть, и никогда не нарушаем! - приняв от больной головы ношпы с кошерным рассолом, покаялась раввину Бурхо Катанхаевна. - Даже неудобно звонить с таким очередным уточнением!
Однако раввин, как обычно, проявил терпеливую мудрость.
- Дело жизни – жизнь, и куда же денешься, - поразмыслив, вздохнул он. - Подруга - она какая, живая? А кузен уже не совсем какой, сколько ни оплакивай. Пусть по нему его отец-мать и последующие дети посильнее поскорбят! А вы на торжестве - ничего и не очень... прилично так, и в рамках траурного процесса... Традиции нужно соблюдать, как бы сложно ни жилось, в них схема и скелет твердости души!
С трудом поднявшись в субботу на службу, то есть в детский парк, Бурхо Катанхаевна встретила нашу бэбиситершу Розу.
- Выглядите прекрасно, многоуважаемая! – удивилась Роза. – Хотя и, честно говоря, неважнецки...
Бурхо Катанхаевна с болезненным стоном прищурила на Розу подослепшие из-за последнедневной головной боли глаза. Утвердилась на подсбитых в ходе скромных танцев ногах. Положила таблетку таммса от яростной изжоги под тяжелый, чужой язык.
И, на мгновение задумавшись о неразрешимых странностях и обязательствах своей теперешней жизни, с протяжным скорбным вздохом страдальчески объяснила:
- Так ведь я же уже целую неделю, как в трауре!
жизнь иногда преподносит нам такие странные сюрпризы)))))
бедная тетушка Бурхо!)))
От обычного по карйней мере голова и ноги не болят.
Ну и, конечно (это само собой разумеется), рассказ Ваш - замечательный!
Но её предки были родом из Тамбовской губернии и попали в эти таврийские степи при царице Екатерине то ли по каким-то религиозным причинам, то ли просто по плану расселения на свободные земли.
Но: ни бабушка, ни её мама украинского языка так и не выучили - язык герметизировался.
В речи бабушки сохранилось множество таких старых слов, о которых многие наши современники и не подозревают.
И вот бабушка говорила: отшатнуться, блудить ("заблуживаться", то есть терять дорогу), обапола, тюря с подтютюрником... да много чего!
Я никогда нигде этого слова (в таком значении) не встречала!
Как вроде родного человека на чужбине встретила, этакое словцо!
Сейчас вот у Даля решила проверить и нашла: "отклоняться, удаляться, отчуждаться, пск. отшануться. Он вовсе отшатнулся от нас, уж и не знается больше".
А вот если интересно, гляньте сюда и сюда (но не обязательно!). Там более подробно об очень интересных процессах национальной самоидентификации бабушки (и соответственно её "ближнего круга") - в первом случае - и о редких (но чудесных) словах в речи рода вообще (от бабушки пошедшего).