?

Log in

No account? Create an account

Америка и чаевые

    Не любите ли вы давать чаевые так, как не люблю их давать я? Кто придумал эту пытку? Почему нельзя сразу съегорить полную цену за целиковый танец-шманец? Я не стемлюсь увильнуть от оплаты усилий людей, но я хочу видеть цену на бумаге и заранее. А не оценивать беготню человека мелочным рублем, чтобы потом быть судимым им за свой суд. Каждый раз, высчитывая чаевые, я страдаю взбрыком арифметического идиотизма и ментальной пляской Святого Витта. Что бы я ни насчитал, чаевоприниматель оскорблен. Он явно рассчитывал на большее, уже купил на эти деньги своим голодным детям хлеба. Мне жалко чаевых денег, стыдно оттого, что жалко, и негодовательно оттого, что стыдно.
  
  Я хочу жить в простой и честной Японии, где по слухам чаевые – что харк в очи. Но ведь я не хочу жить в Японии...
    Мне не надо дружбы чаевопринимателя, но я страшусь его презрения. Он улыбался только в светлой человеческой надежде на свои двадцать процентов. Пятнадцать процентов подорвут его веру в Homo Sapiens, а четырнадцать оставят нас врагами на остаток земного срока. Я не понимаю, почему нас сбаранили лбом ко лбу, личность к личности из-за пары долларов. Мне не нужен сервис, я не барин и готов сам сбегать за своими тарелками. Я не хочу встречаться с Эмилио или Летишей и вникать в проблемы оплаты их колледжа или рента, только отжевать свою квесадилью. Размышляя о том, успели ли Эмилио с Летишей плюнуть мне в тарелку.
    Сорок пять процентов американцев в недавнем опросе признались в том, что испытывают дискомфорт при выдаче чаевых, или типов (tips).
    Тем не менее, в одних только ресторанах страны типов оставляется на 26 миллиардов долларов в год. Разделите на 3,8 миллиона работников ресторанного бизнеса – и выйдет чуть меньше 7 тысяч долларов на сестру (на самом деле – куда больше, ведь страдальцы кухни, как правило,  охвачены чаевыми скудно).
    Как вышло, что в демократической стране пригадючился барский обычай? Почему в той самой Америке, где даже комплимент даме можно отпустить лишь в согласии с федеральным законом, процветает многомиллардный бизнес налично-мафиозного стиля, основанный на «обычае», том, что, «как правило», «принято», и - на якобы «ваше усмотрение»? Кто виноват и что делать?  И как и кому платить, чтобы сойти за своего?

    Обычай «типовать» возник в английских кофейнях 16-го века, где у дверей или на столах начали ставить медные урны или ящички с надписью “To Insure Promptitude” (для обеспечения быстроты обслуживания, сокращенно - TIP). Типовали обдуманно, то есть до сервиса.
    Гостевавшие с ночевкой лондонские джентельмены также взяли в обычай оставлять денежку слугам хозяина. Подлая суть типовухи пробилась быстро – вскоре подачки уже ждали от любого гостя, даже просто зашедшего на ужин. Лошадей скупердяя изобретательно портили, самому прижимщику роняли соусницу на бричи. В 1760-м году рачительное шотладское дворянство, а четырьмя годами позже – и лондонские власти пытались запретить подачки слугам, одновременно подняв им жалованье. Да куда там. Возмущенные пролетарии подноса начали бить в Лондоне окна и валить уличные столбы.
    В Америке гнусный обычай призаразился после Гражданской войны, занесенный зажиточными семьями, возвращавшимися из Европы. И всего за сорок лет прочно въелся в плоть и душу нации.
    Типизация Америки шла ударными неофитскими темпами. К концу 19-го века в Англии давали на чай пять процентов, в Штатах – десять. При том, что официанты зарабатывали в Америке больше.
    Гостящий английский джентельмен-охотник должен был за неделю оставить слугам хозяина сто баксов. Но местные лорды все чаще жаловались на американцев, вдохновенно типовавших больше положенного. Многим сэрам скромного достатка приходилось отказываться от приглашения на охоту из-за невозможности заплатить слугам хозяина.
    Уже к 1910-му году пять миллионов человек, десятая часть трудящихся Нового Света, трудилась в «типовых» отраслях. Чаевые достигали полумиллиарда в год.
    Плохих типперов не стеснялись опоганить вербально. Впрочем, порой не только словом-фырком. В 1918 году в Чикаго пришлось арестовать несколько сотен официантов, которые подсыпали в тарелки анти-типперам какую-то порошковую гадость.
    Почему же типы прижились в Америке так быстро и всенародно?
    Теория заговора, как обычно, дает четкие ответы на любые вопросы мироздания. Главный выгодополучатель системы чаевых не виден ее жертвам – недооплаченному официанту и полуограбленному едоку. Это владелец заведения, который экономит свои «прибыля» как раз на сумму типа. Почему бы не проставить полную стоимость трапезы в меню? Но ведь у посетителей вряд ли удвоится аппетит, если пропечатанные цены окажутся на 15-20 процентов выше. А чаевые – это уже эфир, как бы не забота морального небожителя, хозяина заведения. «Личное дело» официанта и едока...
    Впрочем, на одном коварстве рестораторов и корыстолюбии официантов типо-мухоморы бы не выросли. Тут еще и «вина» руки дающего, стыдливо-благотворительного «среднего» американца. Легко принявшего на себя обязанность приплачивать услужникам, тем самым лично улучшая мир и равномеря распределение материальных благ... Типичное американское благодушие сделало тип уродливым наростом на экономике страны.
    Не то, чтобы страна безропотно приняла чаевые. «Нью-Йорк Таймз» в начале прошлого века возмущалась лакейским, неамериканским обычаем. Семь прямодушных штатов даже законодательно запретили типы. Но довольно скоро поняли, что бороться бесполезно - и отзапретили чаевые обратно.
    Окончательно и бесповоротно чаевые впечатались в ткань американской жизни, когда в тихую болотную муть наличного возблагодарения влинкорилось государство.
    Нынче не оставить чаевые в американском ресторане никак нельзя по одной простой причине. Которая не имеет никакого отношени к качеству «сервиса».
    Дело в том, что правительство США решило «войти в долю» с типополучателями. Федеральный закон о минимальной заработной плате позволяет платить работникам, получающим чаевые, лишь 2 доллара 13 центов в час. Остальное трудящиеся должны «добирать» сами, типами.
    Вместе с облегчиловкой хозяевам ресторано-заведений, которым не нужно платить официантам минимальную зарплату, государство имеет свой гешефт, ибо требует платить с типов налоги.
    Вдобавок к налогам, официанты в большинстве ресторанов должны делиться с басбоями, «хостами», кухней и барменами. Из «положенных» 15 процентов им в карман идет 11-12 еще до налогообложения (впрочем, не соблюдаемого из-за невозможности учесть размер чаевых). Так что  нечего удивляться, если радушно улыбавшийся товарищ вдруг, недосчитавшись чаевых, поглядит вам вслед терминатором...
    Много лет назад, на заре иммиграцинного выживания меня придавили одновременно любовь и бедность... И ресторана уже того напротив армянского кафедрала нет, и дом снесли, а я все равно обхожу этот манхэттенский квартал стороной. А все потому, что однажды скупо посчитал чаевые. Официантка, сначала щедро окатив меня молчаливым презрением,  в итоге решила решить, что мы с моей будущей женой просто туристы. И, уперев руки в боки, так прямо и отэскурсоводила - в Нью-Йорке, мол, дорогой приезжий, размер типов в ресторанах – 15 процентов! Пришлось, краснея, доуплачивать...
    Сервис? Какой к черту сервис... Если вы в Нью-Йорке пытаетесь увязать размер чаевых с качеством обслуживания, то вы псих или европеец.
    Ясный перец, все разговоры о том, что чаевые – это добавка за отличный сервис – для танцующих утят. Чаевые – это основа заработка и благополучия тяжелоносящих, многобегающих, вечноусталых людей без высшего образования. И обижать их недоплатой нехорошо.
    Впрочем, для любителей курьезов и математики – вот простенькая формула зависимости размера качества обслуживания от типа, выведенная исследователем из Чикаго Офером Азаром:
    u(t, s) = −[n(s) − t]2 + f(t, s) – t
(пояснения тут: http://129.3.20.41/eps/eh/papers/0309/0309001.pdf)
    А как же быть простому малобегающему, но вечноусталому американцу с высшим образованием? Если у него нет трастового фонда, то содержать постоянно растущую армию типопожирателей в счастливом состоянии тяжко и безвыходно.
    Вот навскидку типоправила Нового Света.
    Помимо 15-20 процентов ресторанным подавалам, 10 процентов принято платить доставщику еды на дом, а также официанту в ресторане-буфете.
    Высчитыватся чаевина с чистой цены, без налога на добавленную стоимость (в разных штатах разная, обычно 5-8 процентов). В Нью-Йорке, например, этот налог (8,25%), выделенный отдельной строкой, нужно просто удвоить. То есть, чтобы узнать реальную расплату, к цене, указанной в меню, смело прибавляйте около 25 процентов.
    Если в туалете ресторана живет ласковый чернокожий домовой с салфетками и душистым мылом, грех не откупиться от него одним баксом. За повеску пальто в гардеробе – рупь-два. Бариста, подавальщик кофе в кофейнях, ждет своего доллара...
    Дормен в приличном доме надеется на доллар-два за поднос чумудана или подзыв такси. Таксист ожидает свой тип, 15 процентов. Так же расценка у парикмахера, шампунистка ограничится долларом-двумя.
    Помывщик машины и чистильщик ботинок примут по 2-3 доллара. Наливальщик бензина на заправке – доллар-два. Суперинтендант или помощник супера, свершившие в квартире мелкую починку, однозначно рассчитывают хоть на пятерик.
    Отдельные арии – Рождество и отели-круизы.
    Я даже не хочу знать, сколько денег у нас уходит в Кристмас людям, которых я порой никогда и не видел. Делом этим ведает жена. Обычно суперу идет от 50 до 200, дормену от 20 до 100, помощнику супера от 20 до 50. Почтальону тоже от 20 до 50. Доставщику газеты 20-40. Садовнику (сада подле нашего дома-билдинга нет, но какой-то человек что-то поливает и копает) 20-30. Няне – недельную выручку. Учителю – подарочный сертификат на 25-100. Тренеру ребенка по плаванию – 20-40. Трудящимся подвального паркинга – 20-30. Да, и все это в красивом конверте и нередко с умильной открыточкой.
    Из безмерного уважения я сам вручаю две двадцатки только уборщику мусоропроводного мусора.
    В отелях парковщик авто ждет 2-3 доллара, вызовщик такси – доллар-два, таскатель чумуданов – доллар-два за каждую тяжесть, уборщица комнаты – от 3 до 10 долларов в день (оставлять на подушке или с записочкой, во многих отелях служащим запрещено брать деньги с других мест). Доставщик еды в номер – 15-20 процентов.
    Круизный же бизнес просто придуман так, что в конце плавания вам каждый товарищ с судна, прошедший мимо вас в радиусе пяти метров, напомнит про типы несколько сотен раз. Официант и стюарт на скромном судне ждут лишь 3-5 долларов в день с человека, басбой – 2-3-х. Неделя круиза на троих? Две сотни баксов одних только чаевых...
    Одним словом, типы в Америке не платят разве что полицейскому, выписывающему вам штраф...
    Всеамериканские опросы показывают, что типы, не платящие типы, в стране отсутствуют как явление. Но раскошеливаются все-же по-разному. Например, на северо-восточном побережье треть ресторанных едоков оставляет чаевые щедрые, в размере от 16 до 30 процентов А скудные 11-15 процентов чаевых платит лишь 38 процентов посетителей. Но в остальных частях страны прижимщиков больше – от 42-х процентов на севере Среднего Запада, до 53-х процентов на Западном побережье...

    Система чаевых, по моему пристрастному жмотскому мнению, лицемерна и отравительна. Я желаю покоя души и ясного прейскуранта. Я не люблю недосказанности и личных отношений там, где их быть не должно. И не хочу ни переплачивать, ни быть ненавидимым.
    Порой мне хочется положить на стол пятидолларовую бумажку и предложить особо радушному официанту подружить-поболтать с банкнотой, ведь это ради нее он делает вид, что интересуется мной.
    Оказавшись в ресторане, я обычно наступаю на горло собственной скупости и следую одному из мелких советов о том, как попасть в рай. Высчитываю щедрый тип и добавляю еще доллар. Но даже новый шажок к эдемским кущам не улучшает моего настроения.
    В остальных же буднях жизни я смиренно следую совету официантов, которые в бытность мою полунищим иммигрантом были явно недовольны типами вроде меня и моими типами.
    И хожу питаться туда, куда меня посылали в мыслях и вслух недопроплаченные труженики ресторанного бизнеса.
    В благословенные места, где типы не нужны.
    К жене на кухню.
    Или в Мак Дональдс.

Comments

как все сурово!
у нас 10% и то, если все понравилось.
а в Европе давно включают в счет.
да, впереди планеты всей и в этом тоже
Иногда полезно было бы "наказать рублём" за плохое обслуживание. Нас позавчера плохо обслуживали, мы оставили 10% всего лишь. Девушка смотрела на нас как на врагов народа, не предложила высокий стул для детей, вино принесла не заранее, а с основной едой, совсем не принесла салфетки и палочки для еды (Финансист разозлился и сам пошёл за ними к стойке). В итоге он сказал, что такого свинства не ожидал, и давай вообще ничего ей не оставим, но (да, злая система!) 10% всё-таки выложили. Согласна, дурная система.
даже трудно представить полное наказание рублем, я читал в Daily News как-то, ресторан полицию вызывал, не получив тип. Наверное, если посетителя отравят и изобьют, он слабеюшей рукой все равно выпишет процентов 5 чаевых.
:) Правила такие, они ожидают, прямо-таки требуют эти чаевые!
интересно, а что было дальше, когда полиция приехала? Ведь тип платить необязательно, на каком основании они полицию то вызвали?

Я, кстати, иногда на принцип иду - вызывающе, с каменным лицом, если от меня незаслуженно ожидают чаевых :)
там, если я правильно помню, была party на кучу народу, и все перепутали-опоганили, так что устроитель отказался платить типы на несколько сотен долларов наотрез. Полиция хихикала, но хозяин ресторана же не дурак, он понимал, что денег уже не получит, но в отместку просто хотел потрепать нервы отказнику. Уверял, что они заранее договаривались или что-то в этом роде. Словом, нервы немного помотал-таки. Но, кажется, псоле этой истории многие рестораны за многолюдные мероприятия стали брать тип заранее.
----Нас позавчера плохо обслуживали, мы оставили 10% всего лишь. -----

Вы сделали очень глупо (простите)ю Чаевые - это именно награда за хорошее (либо отличное) обслуживание. Обслужили плохо - ноль чаевых.
Но если хорошо - не дать - свинство.

-----

Автору поста: весь текст - крик жлобства и жмотства. Весьма отвратительного. Последняя фраза ключевая: не хотите оплачивать усилия людей - правильно делаете, что ходите в МакДональдс.

спасибо, конечно, что прочитали и поделились впечатлением, но где Вы прочитали, что автор не хочет оплачивать усилия людей? автору неловко платить чаевые, потому что это обман и стравливание услугодающего и услугополучателя, извините, если не удалось подать эту мысль достаточно выпукло. Давно, честно говоря, такой яркой негативной лексики не встречал в свой адрес, но это, видимо, мои "чаевые" за плохое литобслуживание.

Edited at 2008-06-25 02:15 am (UTC)
Я просто так и не понимаю до конца как именно эта система работает. А вдруг официант(ка) только на эти чаевые и живёт? Тогда хоть 10%, но надо дать, она же принесли еду. А 20% я оставляю тем, кто улыбается и очень предупредительный.
я всегда оставляю 15 процентов - как правило не больше, и никогда меньше (в последний раз даже презрительно отругала мужа за то, что он, в каком-то порыве альтруизма, пытался заставить меня добавить пару долларов).
Я знаю, что во Франции зарплата официантов идет именно с тех самых 15 процентов за чек. Эти 15 процентов включены в чек, так что там, если оставляешь что-то еще, это уже действительно поощрение за хорошее обслуживание. Поэтому и здесь я оставляю 15 процентов, и, в очень редких случаях, оставляю больше, если считаю, что официант действительно выложился на 110 процентов.
Другими словами, учитывая, что официант работает не на ставку, а на проценты, меня не смущает добавлять эти 15 процентов. Другое дело, что вся эта "традиция", постепенно образовавшаяся вокруг чаевых, действительно раздражает, именно по причине ожиданий со стороны персонала и возможных последствий, если ожидания не оправдываются.
Вот, например, во Франции к рождественским праздникам "принято" выдавать консьержу в конвертике с открыточкой сумму соответствующую месячной (!!) квартплате (неважно, своя квартира, или снимается). А, например, частная квартира моих знакомых стоит, если ее снимать, около 7 000 евро. Вот эти 7 000 евро мои знакомые исправно и платят каждый год. Причем, далеко не всегда консьержи - порядочные люди, и далеко не всегда им что-либо платить хочется. Но если не платить, будет еще хуже (например, начнет почта пропадать) :)
да, суперу-консьержу надо платить, это такой тихий террор. Да и официант, хоть он и бедолага, тоже вытягивает деньги угрозой презрения и плевка в тарелку во время следующего визита. Я не против правил, 15 так 15, но пусть это будет четко написано на чеке. Как в Европе, ага. Я как раз против размытости правил, создающей в ходе еды язвенную нервозность.
ну так я поэтому здесь, в Штатах, и пользуюсь собственным правилом, основанным на включенных в счета 15 процентах, принятых во Франции. Даю 15 процентов, и все - никакой головной боли, никакой нервозности :) Если обслуживание было очень хорошим или очень плохим, могу округлить в ту или другую сторону :)

С другой стороны, если кушать в одном и том же ресторане, не факт, что 15 процентов не воспринимаются как оскорбление, и в тарелку не плюют и не испражняются...
бррр...
автоматически добалять 15 - оптимальное поведение, но я невротик, и когда я каждый раз вижу, как в глазах официанта при получении расплатки мельтешат огоньки калькулятора, как он внутренне надеется на мою 20процентную щедрость, разочаровывается, соглашается с 15 как с неизбежностью смерти - у меня пищеварение обрывается. А если ресторан нравится, тут другое дело, тут и правда дружишь с народом, потому что вкусно, и тебе весело с ними, и оставляешь больше денег без психоза. Но у нас таких мест только 2 на весь Нью-Йорк.
Исследование очень интересное. Конечно, нам тут легче - и чаевые в ресторане десять процентов, да ещё если обслуживание не понравилось, мы и напрягаться не станем, чтобы эти проценты высчитать. Да и суперов нет, и доставщиков газет тоже. Ну, а на мойке или там парикмахеру - отчего бы и не дать? А если у меня мелких денег не будет, я парикмахерше ничего не дам, и она от меня за это не откажется.))
В общем, можно на этом не зацикливаться. Хорошо нам!)
А я в какой-то момент расслабился и теперь всегда даю, сколько могу. С меня не убудет, а кому-то нужно.
Особенно противно это было в круизе. Мы с негодованием вложили в розданные нам конвертики "рекоммендованные" суммы чаевых. А потом, разговорившись с русской официанткой уже на берегу, узнали какой это нелегкий заработок - служить на круизном теплоходе. И нам стало стыдно.
в круизах соки выжимают из людей за гроши, но ведь это не значит, что пассажиры должны оплачивать их труд, даже часто об этом не подозревая при покупке туров. Все должно быть честно и заранее оговорено, на мой взгляд.
есть вещи и похуже - постсоветский обычай вознаграждать за труд людей, работающих за госзарплату. "благодарности" врачам, учителям и пр. - это по сути те же чаевые, и дают их потому, что мол бюджетникам платят мало, а люди ведь работали. (вопрос законности-незаконности подобной практики не рассматривается по причине ее повсеместности). при этом обойтись, например, общением с врачами в платных клиниках тоже не выходит, поскольку в сложных случаях они часто посылают на консультации в государственных. система эта, кажется, вполне государство устраивает. оно может спокойно недоплачивать. по признаниям киевских врачей, сейчас специалист в хорошей госклинике за счет таких вот чаевых зарабатывает больше, чем врач, работающий в частной клинике. нервозность же ситуации в том, что неизвестно от какой суммы высчитывать 15-20%, а благосклонность медработника стоит дороже, чем официантов.
с врачами в Америке подобная ситуация маловероятна по двум причинам. Во-первых, доктора получают все еще, несмотря на неуклонные подрезки, достаточно много, чтобы не интересоваться подачками. Во-вторых, они обязаны предоставлять адекватное лечение, иначе их попросту засудят. Конечно, качество лечения может варьироваться в зависимости от страховки, но не намного, не в принципиальных вопросах. В больнице, где я работаю, всегда подчеркивают, что лечат одинаково и миллионеров, и нищих нелегалов без документов и без страховки, что в общем-то правда. Штат покрывает больнице около трети расходов на лечение людей без страховки, остальные траты больница покрывает из своего бюджета. Бажаю, щоб на Украiнi колись також здiйснилася розумна медицина.
интересно - в америке часто - поэтому присоединяюсь. дал ссылку у себя: http://advocut.livejournal.com/1337.html
если вы не против добавляю в друзья
спасибо, если Вам какие-то темы об Америке интересны - упомяните, может сподвигнуть их описать
Спасибо, интересный текст.

Никогда не был ни в США, ни в Европе, а вот в Египте меня передергивало от традиции, что за каждый пук от тебя ожидают какого-то "деньгоприношения". Куда проще было бы увидеть эту сумму просто в итоговом счете.

У нас да, все проще. Обслужили паршиво - расплатился стого по чеку, копейка в копейку. Обслужили хорошо - плюс десять процентов, и все довольны.

Немножко оффтопик - правда, что в американских МакДональдсах, в отличие от наших, продают пиво?
нет, это, видимо, легенда, пива в МакДональдсах не продают. Сеть эта ориентирована на детей, на продажу алкоголя нужна специальнаяде лицензия - словом, с пивом это был бы уже не МакДональдс, а что-то иное. Интересно то, что во многие рестораны, в том числе и буфеты, разрешается приносить свое спиртное, что дешевле.
про два доллара, насколько я могу судить, правда, хотя в некоторых штатах официанты и получают больше, то есть минимальную зарплату. Да, многие из официантов - студенты, так что наверное, Вы правы в том, что мое обощение хромает, как и любое обобщение, впрочем. У меня перед глазами, когда я самовыражался, разумеется, были не официанты-студенты, а официанты-профессионалы, то есть люди, не прирабатывающие, а зарабатывающие этим трудом. Возможно, Нью-Йорк вообще слишком бесцеремонный город для обобщений.
так ведь никто всерьез такую зарплату не воспринимает, это так, для налогов. А чаевыми набирают вполне приличную наличку, тяжким трудом, да, но в прожиточных размерах.