?

Log in

No account? Create an account

Великий китайский путь


- Я лучше сразу умиру, чем еще раз аттендну эту школу!  Она такой дурак! – со слезами прокричал Маг, выйдя на улицу после первого дня занятий в районной средней школе (middle school).
Находившийся на грани истерики ребенок был непоет и непрописан с семи утра.
В семье после траурного бабушкиного звонка на работы нам с Метидой и дедушке наступила экзистенциальная паника.
Тем, кто знаком с нашими учебными перипетиями (http://crazy-dadazy.livejournal.com/88338.html), докладываю: в Америку мы пришаркали зазря, внапрасную. Светлый путь к новой жизни расшкрябать для потомства никак не удается. После пяти классов начальной школы (elementary school) Мага не приняли ни в манхэттенскую школу для одаренчиков NEST (из его начальной школы туда взяли по итогам тестования несколько китайских мальчиков и одну русскую девочку), ни в квинсовскую школу имени трубача Луи Армстронга (из его класса туда взяли по итогам таинственной «лотереи» шри-ланкийскую девочку), ни даже в школу через Квинс-бульвар с показателями чуть выше нашей районной (из его класса туда взяли неведомо как и почему бангладешскокго мальчика).
А нам досталась-осталась районная школа, про которую даже местное районо нас официально предупредило письмом – эта школа в списке «нуждающихся в улучшении».
Все лето мы порывались переехать через бульвар, чтобы хотя бы зачислиться в территориальную школу чуть получше. Но в одной квартире приятно благоухало подоконной прачечной, другая выходила на круглосуточно жизнерадостный, громкомашинный Квинс-бульвар, а третья вибрировала полом, словно байконурская ракета на старте.
Мы плюнули и остались.
Сходили в платную школу Монтессори, где учили лишь до 6 класса включительно, и все классы, как оказалось, сидели на одном полу. Но даже на общий пол записываться было уже поздно.
Сходили даже и в католическую школу (всего 6 тысяч долларов в год). Чему бы ни учили, лишь бы хоть учили, вздохнула Метида, заходя в школьную пристройку к местному соборишке. Ну, вызубрит дитя биографию Марии Магдалины, чай все-таки не ешива с ее непосильной Торой.
Однако отнаблюдав утреннюю молитву школьников, Метида в ужасе выбежала из здания и с тех пор к даже Марии Магдалине относится с подозрением.
Мы прилежно готовили ребенка к трудностям новой школы-комбината, описывали грядущие тяготы в юмористических тонах. Одних шестых классов в этом среднеучебном городе (с шестого по девятый классы) в текушем году – 14 (а в классе Мага, например, насчитывается 37 душенок). Это рекорд, порожденный экономическим кризисом – если раньше родители выпускников нашей неплохой начальной школы спешно покупали дома и уматывали дообразовывать потомства в пригородных нью-джерсях, то нынче на безработице особо не попрыгаешь, вот и сидят семьи на месте.
Из четырнадцати классов два – для детей, которые худо говорят по-английски и где инглишу их учат как иностранному. Шесть – обычных. И шесть, хвала сметливости местного директора-принципала  - так называемые honors-классы, то есть классы для детей с нормальной успеваемостью, которые на тестах штата по математике и английскому получили, как минимум, четверку и тройку.
Мы хоть в гоноровый класс попали , и на том мерсибушки.
Больших подробностей о будущих буднях нашего среднешкольника нам, впрочем, узнать не удалось, во многом благодаря тому, что вход в школу бдительно охраняли четверо вооруженных полицейских, равноправно по двое мужского и женского полов.
Вовнутрь городка знаний полицейские не пускали, а со всеми вопросами родителям предлагалось звонить специальной штатной единице – координатору по работе с родителями (parent coordinator).
Вот и вся недолга.
Вечером после первого учебного дня отрыдавшийся, объетый и заласканный бабушко-дедушкой Маг описывал свои ужасные, нечеловеческие дневные страдания в школе – как его оттерли и побили в очереди за пиццей, как он так и не нашел времени посетить туалет...
В ответ я отцезарил Большую Речь. О том, как важно в жизни сделать правильно три «вещки». Следить за здоровьем (а не расти на пицце с моцарепой). Выбрать правильную работу-карьеру-дело (а не ругать школу дураком). И найти правильную умную девочку, чтобы на ней жениться.
- Так ведь ты только одну вещку сделал правильно, папа, - снисходительно пробурчал Маг, с уважением таращась на Метиду.
Те, кто хорошо учится в школе и колледже потом находят хорошую работу и после нее могут играть в покемонов и другие компьютерные игры, сколько влезет, глухарно сулил я ребенку неблизкое счастье. А те, кто наоборот, чистят туалеты, заорал я, драматически помахивая ершиком,так что же, начнем тренироваться на чистке нашего унитаза прямо сейчас?
Маг, думая о своем, вдруг спросил:
- Папа, а на хау мач долларов ты сможешь пробайять мне лиго-роботов, если я эгрину пойти в эту дурацкую скул?
Я сделал вид, что прикидываю, недовольно засопел-прищурился...
- Пятьдесят? – с надеждой прошептал Маг.
И я с облечением понял, что в трудной школе мой нелегкий ребенок, кажется, будет окей.
И всего за полсотни баксов.
Сейчас, спустя полтора месяца,Маг, хоят он и не попал на факультативные занятия по искусству купли-продажи биржевых акций, и ему по раззявистости не достался личный шкафчик, в школу идет худо-бедно охотно.
Два фактора делают школу для Мага сравнительно привлекательной. Пицца и идиоты.
Так как детей из бедных семей в школе - больше половины, обеды всем ученикам положены бесплатные.
Два-три раза в неделю это - пиццца.
А Мага пиццей не корми – дай позачмокивать пиццы.
К овощным гарнирам чувств он не питает, одноразовыме пакетами с молоком брезговывает, а вот драться за пиццу в очереди научился, и через раз успевает во время ланч-перерыва ввести свой код в электронную разрешалку и получить в толпе шмат горячего сыра на тесте, прорваться в укромный угол и напитаться.
Еще приятнее, чем дармовая пицца, оказались многочисленные идиоты.
«Идиотс» теперь списывают у Мага домашние работы и потому оказывают ему всяческие знаки уважения  и почтения.
Впервые Маг ощутил себя нужным людям – и даже подружился с коллективом уже усатых «идиотс»-бандитов, которые били его в первый школьный день, когда он пытался получить в столовой пиццу.
Счастье, что и говорить.
Если чему меня и научила в годы совка родная коммунистическая партия вкупе с шлюхокомсомолом - так это не останавливаться на достигнутом. А уж тем более – на недостигнутом.
Поэтому, чтобы Магу жизнь пиццей не казалось, мы теперь пытаемся поставить его на Великий Китайский Путь.
Забудьте о неактуально-исторической еврейской мамаше. На мировую сцену смешной семенякой высеменила мама китайская. Ну, и ее младший помощник, китайско-корейский папа, владелец условной прачечной. Вкалывая в условной прачечной двадцать шесть часов в сутки, китайская семья воспринимает любую полученную ребенком в школе оценку «В» (а не «А» или даже «А+») как экцистенциальную атомную бомбу, сброшенную на личную нагасаку. Китайско-корейские дети с момента зачатия поставлены на правильный, великий китайский путь. Образование открывает все двери, и китайские юные ленинцы проводят первую половину жизни по заветам Ильича – учиться, учиться и еще раз учиться. Двадцать семь часов в сутки.
Знакомый летчик мне рассказывал, как во времена краткой дружбы с Мао навек в летной иркустской школе невозможно было выучить летать курсантов из Китая. Потому что они так рьяно учились, что за штурвалом, на высоте две тысячи метров, попросту смешочивались в обмороки от усталости.
То же самое наблюдается нынче в мировом масштабе на ниве народного образования. Образовывается повсюду и до потери пульса в основном один народ – китайский.
Результаты в Нью-Йорке, например, разительны-поразительны. В школах для одаренных деток, принимающих строго по результатов вступительных тестов, китайский контингент переваливает за 60 процентов. Поэтому многие школы вынуждены, для этнорабавки, принимать в стены еще и с учетом либо «лотереи» (это американский вариант нынешних честных российских выборов), либо тетатетных собеседований.
Даже источники в Гарварде недавно анонимно признался, что не будь Гарвард элитной сукой, давно бы уже переименовала его народная молва в филиал Пекинского университета.
Секрет, помимо прачечного режима обучения, проще пареной репы. Это натаск в китайском стиле.
Не прошло и месяца коекакного обучения в новом школьном городке, как наша новая и весьма средняя школа любезно сообщила нам письмом, что наш ребенок по итогам прошлогодних тестов-экзаменов имеет право попытаться поступить в манхэттенскую школу для одаренных детей при Хантер-колледже.
Конкурс туда обычный – на одно место 10-15 желающих.
Помимо Хантер-скул, можно попытаться поступить в седьмой класс еще двух престижны нью-йоркских школ – Андерсон (оттуда много народу «перебегает» как раз в Хантер, соответственно освобождаются места) и квинсовской «баккалауреатной» школы, документы на поступление в которую велено полчить, послав запрос на имейл некоей миссис Мбуебы.
Приободренная Метида тотчас объявила растерянному Магу:
- Я не позволю тебе вырасти идиотом!
Подвалы Нью-Йорка нынче по-прежнему полны китайскими потогонками-«светшопами». Только если раньше в них шили штаны-слаксы, то теперь учатся математике и пишут эссе. Готовятся к поступлению в школы для одаренчиков и дальше, с песней по жизни, в аховые колледжи.

Так что взял я с просевшего бирже-трейдингового счета последнюю тыщу и отнес ее в мерзкий китайский подвал, оказавшийся мерзким китайским чердаком, где по соседству с массажным салоном, парикамехрской и акупунктурным обманом китайских шестиклассников натаскивают по субботам на сдачу зиминих тестов в нью-йоркские школы для одаренных.

Поступить мы все равно не поступим, решили мы с Метидой, но дать балбесу шанс, втиснуть в него этот шанс словно ложку ненавистного куриного бульона, мы обязаны. Как честные американские родители из России, вставшие на Великий Китайский путь.

Ох, незавидна, тяжела и мрачна жизнь нью-йоркского школьника, если только он не полный футболист, а родители его - умолишенцы.
Помимо обычной школы вынужден таскаться бедолажка еще и в китайский образовательный подвал, где подрабатывющие в выходные учителя натаскивают его на сдачу трех тестовых разделов – математики, ответов на смысловые-логические вопросы по непростным текстовым отрывкам, и написанию эссе на заданную тему.
Плачет вечерами ребенок, проклинает свою судьбу, не хочет учиться, а хочет видеоиграть в покемонов.
Математика у нас более-менее, тексты мы понимать откызваемся и ответы отчиркиваем наугад, но главная закавыка – это написание эссе.
- Папа, писать слова – это же так трудно! – плачет-жалуется Маг.
Я удивленно таращусь на него яблоней на так далеко отлетевшее яблоко – но, поразмыслив, в итоге все же не могу с ним не согласиться.

Comments

Мой дагестано- еврейский племянник ходит в католический детсад. Его родители умиляются, когда он складывает руки и поет: "Pray together". а вот моя старшая год проучилась в американской школе с гаитняцами, бразильцами,мексиканцами и китайчатами, где инглиш как неродной и все между собой лопотали на португальском( их было численное преимущество). учили ужасно, да но мы знали, что это всего на год)
мы как-то на молитвенном процессе и подломились, и еще учителки уж больно мрачные, то ли монахини, то ли они же в душе
Боже, а я ещё была недовольна нашим образованием.
но у них можно выбрать предмет "талант" - танцы там, пение, театр, наш талант - компьютеры...
Oh, kak ya vas ponimayu!

Been there, done that!

6 let mi pitalis probitsia v Magnet system, vasha middle - rodnaya sestra nashei elementary, gde sin bil zvezdoi i pomogal ostalnim detyam, imenno - tam ne tolko ne bili, no inogda i konfeti perepadali ot tex, kto spisival...

Na 7 god ya ponyala, chto nado brat bika za roga, pisala vsem, komu mogla - nachalnikam Magnet program, v county board of education, xodili na open houses i v shkolu, portfolio prigotovili (pismo ot uchitelei iz Russkoi shkoli, rekomendazii ot klassnoi dami angliiskoi shkoli), predyavili ego zavuchu, poklyalis chto rebenok budet uchitsia u nix i problem ne delat...

V obshem, vzuala taki izmorom, malchika vzyali v shkolu i mladshei sestre povezlo - ee zachislili avtomatom, kak sibling...

Popast-to mi popali v Magnet shkolu, no tam, okazivaestia eshe i uchitsia nado s kitaizami i po-kitaiski - televizora i tak ne bilo doma, a teper eshe blokirovan dostup v Internet, Wii pilitsia, dazhe na knizhki pochitat vremeni net - uroki do pozdnei nochi, i tak uzhe vtoroi god. A uroki nado proveryat, s proektami pomogat, tak chto u nas, roditelei, zhizn tozhe ne fontan - uroki, chto bi proverit, samomu reshit nado, tak chto proshai, abonement v konzertnii zal, v teatr, poslednii bastion - gym ostalsia...

Nu chto skazat, sin v sh
parenting - тяжелая работа, да
Sorry, ubezhal comment...

Uspexov Magu i Prinzesse v shkole, pust u nix budut otlichnie uchitelia i druzia...
Удачи вам!!
будущее не придет само, если не принять мер, за жабры его, комсомол, за хвост его, пионер
Мне ужасно понравились ваши заветы молодому поколению:) Мое 18летнее чадо мне на днях сказало:
- All my childhood I hoped you would lower your expectations for me, now I'm glad you didn't!
вот насчет слов согласна.
слова они не нитки, на спицы не вяжутся

А что случится, если он не поступит? Он может закончить нынешнюю школу?;)

так дети и не покидают текущую школу, просто сходят в выходной и сдадут тесты в другой. сама текущая школа и напомнила, что это можно сделать. вот если поступят - тогда перейдут
А сколько Магу лет? Я забыла.)
ну, где-то между 9ю и 11ю, я тоже точно не припоминаю
Рассказ динамичен, страсти накалены... Читать интересно.
Не знаю, как насчет жить внутри рассказа...

А я вот живу в той самой нью джерсийской деревне, тенафляйской, значит, что почти что прямо через Вашингтонский мост. Работаю одна, в богачи никак не прохожу ни по каким параметрам, но все же дом купила, а все только из-за прекрасной школьной системы, и тоже для ребенка, и плачу приличные городские налоги, подсчитывая, когда же он наконец школу-то закончит.
По крайней мере нынче уж мой ребеночек в 11 классе, понятное дело с массой корейских детей, но таких страстей мы все же миновали.
В школы особо одаренных детей экзаменов не сдавали. Посылала сына в летние лагеря на природу, без покемонов, с живыми детьми играть, но и на разные дополнительные летние курсы тоже записывала, но без надрыва и дрессировки, там все же белые в основном, и с ориентацией на развитие творческого начала, а не безропотное повторение...
По результатам тестирования наши школы уж лет 20 подряд занимают 1-2 место в штате, постоянно меняясь с Принстоновскими.
В high school у нас и свой телецентр, и сценическое мастерство, где преподают артисты и режиссреы из Бродвейских театров, и прекрасные кафедры математики, литературы, science, всевозможные honors classes, оркестры и прочая.
И я даже не суюсь в учебный процесс.
Хотя безусловно и у нас родители нанимают tutors, и тоже есть стрaстное стремление засунуть детку в Ivy League college...

Не могу похвастаться, что абсолютно все-все классы-курсы-учителя-ученики и вся среда обитания ну просто наилучшего качества, но все же общие краски наших будней куда как веселей.

И как говорил Жванецкий, "может быть в консерватории что-то подправить"?
тенафлаевские школы хорошие, кто же спорит...
Есть еще и Crestkill, Dumont, Closter и т.д.
Там real estate еще дешевле, чем у нас, однако уровень преподавания в школах оч. высокий, практически нет азиатов, к-е стягиваются в первую очередь в те места, где традиционно селятся евреи, ибо они четко знают, что там, где евреи, там школы будут хорошие. В этих городках просто много белых, это и итальянцы, и греки, и югославы, чехи, ирландцы - давние иммигранты, в N-ом поколении, черных < 1%, Spanish есть, но это в основном такие, к-е уже давно в стране, или имеют свои бизнесы, или образованные employees, и т.д. Евреи тоже имеются, но их там меньше, чем в Тенафлае. Правда, с русско-говорящими тут туговато: их почти нет. Они селятся в основном в Fairlawn-e, где жилье еще дешевле, но школы уже значительно похуже.
Родительский контингент в своей массе сильно ориентирован на образованность детей, но и спортом здесь занимается подавляющее к-во детей. Я бы сказала, что жизнь в suburb-ии значительно более человечная, с меньшими гримасами, чем, скажем в Queens or Brooklyn.
Я не думаю, что живя здесь, вы бы тратили бы значительно больше денег на оплату счетов, чем в Квинсе, да и бензин у нас дешевле :-), чем у вас...
Кстати, в связи с более высоким уровнем образованности в среднем, родители очень даже "за" - нормальную и здоровую пищу в школах. Детям дают фрукты, супы, еду в тарелке, а не просто "выкидывают" кусок пиццы. Родители оч. сильно влияют и на школьные программы, и на учительский контингент, значительно больше, чем в NYC.
Начиная с middle school - бесплатные кружки и факультативы после занятий в школе, всякие разные - брошюры со списками подобных activities обычно толстенькие, можно всегда выбрать то, что родителям и детям по вкусу. Мой сын брал и авиа-моделирование, и шахматы, и creative writing, и теннис, и еще всего, чего уж и не помню. Некоторые из этих курсов - бесплатные, некоторые за символическую плату. Курсы в Dwight Englewood Summer School - платные и не дешево, но это уже как родители пожелают...
Этим летом был 8 недель в еврейском sleep-away camp-e в Пенсильвании, с 2мя недельными поездками, Сosta Rica & New Orleans, за 50% цены, ибо это был camp, где дети полдня работают и полдня отдыхают. Про все это обычно узнаешь, общаясь с другими родителями.
Все всякого сомнения, есть и минусы у нашей школьной системы,- розовенькой действительности нигде нет,- и я могу щедро поделиться моим собственным опытом, с к-м я столкнулась в школах, ибо мой сын в 7 лет пережил трагедию, когда на его глазах был убит террористами его отец в Израиле.
Мой ребенок с 5-то лет пошел в public school, после школы ходил в продленку, сколько-то лет в JCC, сколько-то - в своей школе. Это не райские пущи по сравнению с возможностью, когда бабушки-дедушки сидят с внуками, но тем не менее тоже хороший вариант, особенно в JCC: там они и в бассейн ходят, и у них всякие activities, как pottery, танцы, развивающие игры, personal tutoring и т.д. - и мне легче - не надо возить никуда, ибо все происходит в том же здании.
Однако в общем и целом Нью Джерсийские школы, да и вся NJ state school system, занимает одно из первых мест в США, в то время, как NY, eсли не ошибаюсь, 42-e.
По-моему, стОит над этим задуматься, особенно когда есть и еще один ребенок в семье, вместо того, чтобы калечить детство, пытаясь выжить среди всеобщей китайской роботизации.
Мегаполисы, такие как NYC, безусловно удобны во многих аспектах жизни. Я понимаю, для выходцев из латино-стран или из Африки - NYC - рай земной, но мне все же кажется, что если есть малейшая возможность смыться из NYC, то надо это делать.
Жить вблизи NYC - прекрасно, ибо ты наслаждаешься всеми культурными ценностями гигантского города, и в то же время имеешь country life style living :-)
Если у вас есть желание пообщаться, более подробно и вблизи, you are very welcome. Приезжайте к нам в гости вместе с вашей супругой. Могу поделиться своими методами в поиске жилья, и тем, как можно в Bergen County Taxation Board отсудить завышенные налоги, и как себя вести со школьной администрацией, чтобы твой ребенок мог учиться по программе, к-ая соответствует его потенциалу, где найти прекрасный и недорогой sleep-away camp или летнюю программу ребенку и прочая :-) :-)
у нас как-то шиворот навыворот получилось -все живут в пригороде и работают в сити, а мы наоборотные. наш Семейный Менеджер внимательно прочитал Ваш совет, но в таинство принятия управленческих решений мы не посвящены... какая драматичная история у Вас на фоне, вернее, под фоном сабурбной идиллии...
Сабурбная идиллия создается чаще тем, кто на нее посматривает издали. При приближении точки рассматривания любая картина менятся :-)
Опять же, если продолжать жизнь, все время глядя назад, you'll get stuck forever.
Что-то не сообразила, как это по-русски сказать :-)
и как же там, интересно, страшно молились в той католической школе?

одна местная знакомая русская тоже, напугавшишь христианства, отправила детей в какую-то лажовую школу, и даже то, что она по расстоянию дальше, чем католическая. Ладно, пока это начальная школа, может и не имеет такого большого значения. Хотя, чего стоит их ежегодный фандрейзер - дети собирают деньги по количеству прочитанных книг. Немыслимая вещь в нашей школе, где учителя уговаривают детей не читать хотя бы, когда они по лестнице идут.
В Оттаве тоже есть такие курсы, Кумон называется, там натаскивают по математике и написанию эссе. Один раз видела, как они собирались. Все дети поголовно были дальневосточной внешности. И один мальчик-брюнет, европейского вида, наверно еврей.
я молитву не застал, парковался. но любая приказная массовость нам не по душе...
Great post! I want to see a follow up to this topic